Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Рабочая программа По художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционное рисование»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 25.08. 2022г.

РАССМОТРЕНО

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Протокол № 1

От 29.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска

_____________Злобина З.А.

Приказ от 31.08.2022г.  № 90

 

 

 

 

Рабочая программа

По художественно-эстетическому развитию

«Нетрадиционное рисование»

 

 

 Адресат программы –  дети 5-7 лет

Срок реализации –  2 года

 

Разработчик программы:

Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования

Бирюсинск 2022-2023

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 Пояснительная записка

2

 Цель

2

 Задачи

2

Формы и режим занятий

3

Учебный план первый год обучения

3

Календарный учебный график

4

Перспективный план. Первый год обучения.

4

Второй год обучения

8

Учебный план второй год обучения

9

Календарный учебный график

9

Перспективный план. Второй год обучения.

9

Планируемые результаты

13

Формы проведения итогов реализации образовательной программы

13

Нетрадиционные техники рисования

15

Литература

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно внедрение нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Цель программы

 Развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

Развивающие:

· развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

· развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

· формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

· Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

· Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

· Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

· Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

· Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

· Формировать умение оценивать созданные изображения.

· Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

· Развивать творческие способности детей.

· Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

· Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

· Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе)

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма занятия – фронтальная.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:

Первый год обучения дети 5-6 лет 25 минут.

Второй год обучения дети 6-7 лет 30 минут.

Учебный план

Первый год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

Беседа  «Условия безопасной работы»

1

1

0

2.

Знакомство с чудо помощниками

1

1

0

3.

Знакомство с пейзажем

11

1

10

Выставка работ

4.

Творим без кисточки

6

1

5

Выставка работ

5.

Пуантилизм

2

0

2

Выставка работ

6.

Декоративно прикладное искусство

3

1

2

Выставка работ

7.

Оттиск

5

1

3

Выставка работ

8.

Орнамент

2

0

2

Выставка работ

9.

Рисование солью, манной крупой

3

0

3

Выставка работ

10.

Граттаж

2

1

1

Выставка работ

Итого:

36

7

28

 

 

 

Календарный учебный график

Раздел/

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

1

Раздел 2

1

Раздел 3

2

2

1

1

1

2

1

1

Раздел 4

1

2

1

2

Раздел 5

1

1

Раздел 6

3

Раздел 7

1

1

1

1

Раздел 8

1

1

Раздел 9

2

1

Раздел 10

2

Промежуточная аттестация

Всего

4

4

3

5

3

3

5

4

4

 

 

Содержание занятий

Первый год обучения

 

 

 

 

 

 

Тема

 

 

Метод рисования

 

 

 

Цели

 

 

 

Примечание

1

Беседа. Знакомство с чудо помощниками.

Заинтересовать детей

Теория

2

Волшебные ладошки

Фантазировать, дорисовывать.

Акварельные карандаши.

Составление книги «Волшебные ладошки»

Выставка

3

Моё любимое дерево осенью.

Монотипия

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Раскрыть понятие пейзаж.

Выставка.

4

Цветы на праздник дарим мы

Печать ладошкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

 Выставка.

5

Золотая осень

Печать мятой бумагой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Раскрыть понятие пейзаж.

Выставка.

6

Натюрморт осенний

пуантилизм

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Раскрыть понятие пейзаж.

Выставка.

7

Осень золотая

Печать листьями

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество.

Выставка.

8

Волшебный песок

Рисование песком

Заинтересовать детей в технике рисование песком. Развивать воображение, творчество.

Теория.

9

Мой портрет

С элементом салфеточной аппликации

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Раскрыть понятие портрет.

Выставка.

10

Зимний пейзаж

Оттиск поролоном

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Закрепить понятие пейзаж

Выставка.

11

Картины по выбору детей

Пуантилизм

Развивать самостоятельность, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

12

Ветка рябины

Рисование пальчиком

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

13

Расписные тарелочки

Орнамент. Рисование точками свободный выбор детей

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

14

Зимний пейзаж

Пуантилизм

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике

Выставка

15

Новогодняя открытка

Изученные техники. Выбор детей.

Учиться работать сообща.

Коллективная работа

Выставка

16

Лесная красавица

Рисование манкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в новой технике.

Выставка.

17

Новогодняя ёлочка

Печать вилкой,

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

18

Весёлые кляксы

Кляксография  

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

19

Рукавички для Снегурочки

Техника по выбору детей

Развивать чувство композиции, самостоятельности.

Выставка.

20

Лесные друзья зайчата

Тычок жёсткой сухой кистью

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

21

Зима затейница

Набрызг, ватные палочки

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

22

Аквариум

Восковые мелки и акварель

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

23

Букет снежинок

Оттиск коктейльными трубочками

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

24

Открытка для папы

Рисование изученными техниками

Развивать чувство композиции, работать сообща.

Коллективная работа.

Выставка.

25

Весеннее солнышко

Акварельные карандаши, восковые мелки

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

26

Весна пришла.

Рисование изученными техниками.

Развивать чувство композиции, самостоятельность. Закрепить понятие пейзаж.

Выставка.

27

Ваза с вербой

Рисование ватными палочками, акварельными карандашами.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Закрепить понятие натюрморт.

Выставка.

28

Мороженое

Рисование вилкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

29

Звёздное небо

Набрызг

Научиться изготавливать фон ночное небо для дальнейшей работы с ним

30

Весенний пейзаж

Техника на выбор детей

Развивать чувство композиции, самостоятельность.

Выставка

31

Блюдо «Хохлома»

Ватные палочки.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

32

Птицы прилетели

Смешанные техники

Развивать чувство композиции, умение работать в данной технике.

Выставка.

33

Цветущая ветка яблони.

Печать по шаблону.

Развивать воображение, творчество, умение работать в данной технике.

Выставка.

34

Первые цветы.

Техника на выбор детей

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество

Выставка.

35

Божьи коровки

Печать по шаблону.

Развивать воображение, творчество, умение работать в данной технике.

Выставка.  .

36

Подарок другу

Техника на выбор детей.

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество

Выставка.

Учебный план

Второй год обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

Беседа  «Условия безопасной работы»

1

1

0

2.

Какие техники помним.

1

1

0

3.

Закрепление понятия пейзаж

10

1

9

Выставка работ

4.

Закрепление понятия портрет

10

1

9

Выставка работ

5.

Закрепление понятия натюрморт

5

1

4

Выставка работ

6.

Декоративно прикладное искусство

3

1

2

Выставка работ

7.

Закрепление. Нетрадиционные техники рисования

4

0

4

Выставка работ

8.

Орнамент

2

0

2

Выставка работ

Итого:

36

6

30

 

 

 

 

Календарный учебный график

Раздел/

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

3

Раздел 2

1

2

Раздел 3

1

3

Раздел 4

2

2

Раздел 5

2

2

Раздел 6

1

3

Раздел 7

1

3

Раздел 8

1

3

Раздел 9

1

3

Раздел 10

2

Промежуточная аттестация

Всего

4

3

5

4

3

4

4

4

5

Содержание занятий

Второй год обучения

 

 

 

 

 

 

Тема

 

 

Метод рисования

 

 

 

Цели

 

 

 

Примечание

1

Беседа. Повторение изученных техник нетрадиционного рисования.

Вспомним прошлый год

Теория

2

Волшебные ладошки

Фантазировать, дорисовывать.

Акварельные карандаши.

Составление книги «Волшебные ладошки»

Выставка

3

Осенний пейзаж.

Монотипия

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. закрепить понятие пейзаж.

Выставка.

4

Цветы на праздник дарим мы

Печать ладошкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

 Выставка.

5

Осенние поля

пуантилизм

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Раскрыть понятие пейзаж.

Выставка.

6

Натюрморт ваза с цветами

Пуантилизм, оттиск коктейльными трубочками

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Закрепить понятие натюрморт

Выставка.

7

Городской пейзаж

Печать листьями

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество.

Выставка.

8

Волшебный песок

Рисование песком

Заинтересовать детей в технике рисование песком. Развивать воображение, творчество.

Теория.

9

Мой портрет

Кляксография

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. закрепить понятие портрет.

Выставка.

10

Семейный портрет

С элементами аппликации из ниток

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Закрепить понятие портрет

Выставка.

11

Ваза с овощами

Печать по шаблону

Развивать самостоятельность, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

12

Зимующие птицы на кормушки

Рисование пальчиком

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

13

Расписной сервиз  

Орнамент. Рисование точками свободный выбор детей

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

14

Зимний пейзаж

Солью, манкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике

Выставка

15

Новогодняя открытка

Изученные техники. Выбор детей.

Учиться работать сообща.

Коллективная работа

Выставка

16

Ёлочка в снежинках

Рисование солью

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

17

Зимний закат

Печать поролоном

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

18

Шары на ветке. Старый новый год

Рисование вилкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

19

Рукавички для Деда Мороза

Техника по выбору детей

Развивать чувство композиции, самостоятельности.

Выставка.

20

Лесные друзья белочки

Тычок жёсткой сухой кистью

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

21

Зимний натюрморт

Оттиск коктейльной трубочкой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

22

Морское дно

Восковые мелки и акварельные карандаши

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

23

Пейзаж волшебной страны

Техника на выбор детей

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Выставка.

24

Открытка для папы

Рисование изученными техниками

Развивать чувство композиции, работать сообща.

Коллективная работа.

Выставка.

25

Весеннее солнышко

Акварельные карандаши, восковые мелки

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

26

Зима встретилась с весной.

Рисование изученными техниками.

Развивать чувство композиции, самостоятельность. Закрепить понятие пейзаж.

Выставка.

27

Ваза с цветами

Оттиск мятой бумагой

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике. Закрепить понятие натюрморт.

Выставка.

28

Праздничный торт

Смешанные техники

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Выставка.

29

Звёздное небо

Набрызг

Научиться изготавливать фон ночное небо для дальнейшей работы с ним

30

Весенний пейзаж

Техника на выбор детей

Развивать чувство композиции, самостоятельность.

Выставка

31

Блюдо «Хохлома»

Ватные палочки.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике.

Выставка.

32

Птицы прилетели

Смешанные техники

Развивать чувство композиции, умение работать в данной технике.

Выставка.

33

Цветущая ветка яблони.

Печать по шаблону.

Развивать воображение, творчество, умение работать в данной технике.

Выставка.

34

Первые цветы.

Техника на выбор детей

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество

Выставка.

35

Божьи коровки

Печать по шаблону.

Развивать воображение, творчество, умение работать в данной технике.

Выставка.  .

36

Подарок другу

Техника на выбор детей.

Совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Развивать воображение, творчество

Выставка.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

· Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета

· Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам

·  Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками

· Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель и т.д.


Формы проведения итогов реализации образовательной программы

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/

Имя ребенка

 Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

1

2

3

Итого  баллов по критериям

Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием

Передача формы:

-форма передана точно

Изображение предмета:

Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Цвет: Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов)

Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

Нетрадиционные техники рисования:

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


 

 

Основная литература.

1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.

2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.

4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.

9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.

11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.

12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

 

 

 

4 октября 2022 в 11:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.