Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности «Умные шашки»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 25.08. 2022г.

РАССМОТРЕНО

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Протокол № 1

От 29.08.2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска

_____________Злобина З.А.

Приказ от 31.08.2022г.  № 90

 

 

 

 

Рабочая программа

физкультурно-спортивной направленности

 

«Умные шашки»

 

 

Адресат программы –  дети 5-7 лет

Срок реализации –  2 года

 

Разработчик программы:

Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования

Бирюсинск 2022-2023

Содержание

Пояснительная записка

2

Цель и задачи проекта программы

3

Организация занятий по шашкам

3

Учебный план первый год обучения

4

Календарный учебный график

4

Тематическое планирование. 1 год обучения

5

Учебный план второй год обучения

6

Календарный учебный график

6

Тематическое планирование. 2 год обучения

7

Практическая часть.

11

Методика проведения диагностики

9

Краткий список терминов игры в шашки

9

Используемая литература

11

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка детского сада и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Возрастные особенности детей 5-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. На последнем занятии проводиться итоговое занятие, на котором рассматриваются достижения каждого кружковца. Победителям вручаются грамоты.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Цель и задачи  программы

Цель: 

1.Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки. 

2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.

3.Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире, приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям

4. Социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.

Задачи:

Обучающие:

· обучение основам шашечной игры;

· обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

· воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

· воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

· выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

· развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.

· развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.

· развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Эстетические:

· играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

осуществление всестороннего физического развития воспитанников. 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Обучающая программа, рассчитана на детей 5–7 лет. Срок реализации составляет 2 года. Количество детей в группе – 10 человек (в среднем). Занятия в первый год обучения проводится один раза в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий 25 - 30 минут.

  Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать, как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием нашего кружка выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

 

Учебный план

Первый год обучения

Количество часов

Всего занятий

Раздел

Всего занятий

Теория

Практика

Форма промежуточной аттестации

1

История шашек

1

1

0

2

Азбука шашечной игры

17

4

13

Игры на доске

3

Игры на доске

3

0

3

Игры на доске

4

Контроль знаний

3

1

2

Игры на доске

5

Работа с диаграммами

5

0

5

6

Учебный турнир

7

0

7

Шашечный турнир

7.

Позиционные основы

1

1

0

Игры на доске

Итого:

37

7

30

 

Календарный учебный график

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Раздел 1

1

Раздел 2

3

4

2

4

2

1

1

Раздел 3

1

1

1

Раздел 4

1

1

1

Раздел 5

1

1

3

Раздел 6

1

1

2

3

Раздел 7

1

Промежуточная аттестация

Праздничное занятие

Всего

4

5

3

5

3

4

4

5

4

Содержание занятий

1 год обучения

№ занятий

 

Раздел

 

Тема

1.

История шашек

Откуда пришли. Шашки бывают разные. Расстановка шашек на доске.

2.

Азбука шашечной игры

Доска. Расположение доски.

3.

Доска.  Горизонталь.

4.

Доска.  Вертикаль.

5.

Доска.  Диагональ.

6.

Игры на доске.

7.

Азбука шашечной игры

Доска.  Большая или главная дорога

8.

Доска.  Двойники.

9.

Доска.  Тройники.

10.

Доска.  Центр.

11.

Игры на доске

12.

Азбука шашечной игры

Доска. Левый фланг.

13.

Доска. Правый фланг.

14.

Контроль знаний

Доска. Расположение доски, горизонталь, вертикаль, диагональ, большая или главная дорога, двойники, тройники, центр, левый фланг, правый фланг.

15.

Азбука шашечной игры

Шашки. Расположение шашек в начале игры.

16.

Шашки. Движение (ходы).

17.

Шашки. Удары шашками.

18.

Дамки. Поля дамок.

19.

Игры на доске

20.

Азбука шашечной игры

Дамки. Движение дамок.

21.

Дамки. Удары дамками.

22.

Контроль знаний

Шашки и дамки. Расположение шашек в начале игры, движения (ходы), удары, поля дамок.

23.

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять.

24.

Учебный турнир

По круговой системе.

25.

Азбука шашечной игры

Правило.

26.

Учебный турнир

По круговой системе.

27.

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, три взять.

28.

Позиционные основы

Позиционные основы и его значение.

29.

Работа с диаграммами

Решение задач

30.

Работа с диаграммами

Решение задач

31.

Работа с диаграммами

Решение задач

32.

Учебный турнир

По круговой системе.

33.

Учебный турнир

По круговой системе.

34.

Контроль знаний

Правило, позиционные основы, центр и его значение.

35.

Учебный турнир

По круговой системе. Полуфинал.

36.

Учебный турнир

По круговой системе. Полуфинал.

37.

Учебный турнир

По круговой системе. Финал.

 

Учебный план

Второй  год обучения

Всего занятий

Форма промежуточной аттестации

Раздел

Всего занятий

Теория

Практика

Форма промежуточной аттестации

1.

Работа с диаграммами

4

0

4

2

Теория окончаний игры

4

1

3

3

Позиционная борьба

7

5

2

Игры на доске

4

Тактические приёмы борьбы

7

5

2

Игры на доске

5

Игры на шашечной доске

4

0

4

Игры на доске

6

Контроль знаний

2

0

2

Игры на доске

7.

Учебный турнир

9

0

9

Шашечный турнир.

Итого:

37

11

26

 

Календарный учебный график

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Раздел 1

1

1

1

1

Раздел 2

1

1

1

1

Раздел 3

1

1

2

1

1

1

Раздел 4

1

1

2

1

2

Раздел 5

1

1

1

1

Раздел 6

1

1

Раздел 7

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная аттестация

Праздничное занятие

Всего

5

4

3

5

3

4

5

4

4

 

Содержание работы с детьми

2 год обучения

№ занятий

 

Раздел

 

Тема

1

Работа с диаграммами

Контроль знаний.

Решение задач

2

Теория окончания

«Двойная петля»

3

Позиционная борьба

«оппозиция»

4

Игры на шашечной доске

Знакомство с игрой «мини шашки»

5

Учебный турнир

Круговая система

6

Позиционная борьба

«Рожон»

7

Тактические приёмы борьбы

Связка шашек в игре

8

Игры на шашечной доске

Знакомство с игрой «Заяц волк»

9

Учебный турнир

Круговая система

10

Работа с диаграммами

Решение задач

11

Теория окончания

Треугольник Петрова «Три дамки против одной дамки соперника»

12

Учебный турнир

Круговая система

13

Позиционная борьба

«Сильные шашки»

14

«Жертва»

15

Контроль знаний

Треугольник Петрова, зажим, запирание шашек

16

Тактические приёмы борьбы

Окружение (охват)

17

Учебный турнир

Круговая система

18

Работа с диаграммами

Решение задач

19

Теория окончаний

Треугольник Петрова «Три дамки против одной дамки соперника»

20

Учебный турнир

Круговая система

21

Работа с диаграммами

Решение задач

22

Теория окончаний

Треугольник Петрова «Три дамки против одной дамки соперника»

23

Позиционная борьба

«Изолированные шашки»

24

Учебный турнир

Круговая система

25

Позиционная борьба

«Угроза»

26

Тактические приёмы борьбы

Запирание шашек

27

Запирание шашек

28

Контроль знаний

Изолированные шашки, окружение (охват), сильные шашки, жертва, угроза, ловушка в игре.

29

Учебный турнир

Круговая система

30

Позиционная борьба

Ловушка в игре

31

Тактические приёмы борьбы

«Зажим»

32

Игры на шашечной доске

Знакомство с игрой Поддавки»

33

Учебный турнир

Круговая система

34

Тактические приёмы борьбы

Запирание шашек

35

зажим

36

Игры на шашечной доске

Игры по выбору детей

37

Учебный турнир

Круговая система.

Дидактические игры, адаптированные к кружку.

Использовать адаптированные классические дидактические игры к кружку «Умные шашки» для достижения цели. 

1. Игра «Собери пазл». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.

2. Игра «Пятый лишний».  На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.

3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.  Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

7.Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?

8.Игра «Узнай по описанию».  Описывается фигура, дети угадывают.

 И многие другие, не менее любимые детьми игры

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированность умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, на­блюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник игра­ет в шашки дома.

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шаш­ками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредствен­но во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежела­ние проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивает­ся как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных по­пыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Краткий список терминов игры шашки

Простая - обычная шашка (не дамка)

Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски

Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски

Дамка – шашка, достигшая дамочных полей

Ход - передвижение шашки с одною поля на другое

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки

Ударный ход, удар или бой — ход, сопрово­ждающийся взятием шашки или шашек противника

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар

Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций

Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть

Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)


Используемая литература

1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.

4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

13. В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.

14. Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.

15. Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.

16. Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

17. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд. 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

18. Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

19. Журнал «Справочник старшего воспитателя», май 2012. Статья Васиной Е.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами.

20. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

22. В.Н.Сидорычев, «Русские шашки для дошкольников» парциальная программа 2016г.

4 октября 2022 в 11:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.