Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»
Адресат программы – дети 5-7 лет Срок реализации – 2 года
Разработчик программы: Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования Бирюсинск 2023-2024
СОДЕРЖАНИЕ:
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» 1.1 Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание – это важнейшая сторона развития детей. Василий Александрович Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Формирует духовный мир детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы образного мышления, творческих и художественных способностей. А именно сочетание традиционного и нетрадиционного рисования. Потому что, использование разных техник рисования, вызывает у детей только положительные эмоции, ребёнок не боится ошибиться, становится уверенным в своих силах, появляется желание рисовать. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Рабочая программа направлена на обучение детей созданию рисунков карандашами, гуашью, акварельными красками, а также знакомство с нетрадиционными техниками рисования. В ходе занятий детям будут даны понятия о таких видах изобразительного искусства, как живопись, скульптура, графика, архитектура. Также дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров, таких как пейзаж, портрет, натюрморт. Направленность программы: художественная. Форма организации: кружковая, подгрупповая Уровень освоения программы: базовый. Новизна данной программы заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Актуальность программы. заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Педагогическая целесообразность Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре. Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5- 7 лет Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (10-15 человек) Режим занятий: Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время. Объем и срок освоения программы: Первый год обучения - 76 часов; Второй год обучения – 76 часов. 1.2 Цель и задачи
Цель программы развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования. Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Основные задачи программы: Развивающие: развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Образовательные: Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов; Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт), учить понимать выразительные средства искусства; Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства; Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности; Формировать умение оценивать созданные изображения; Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов; Развивать творческие способности детей; Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества; Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
1.3. Содержание программы Учебный план. Первый год обучения
Учебный план Второй год обучения
1.4 Планируемые результаты программы. Первый учебный год: Радоваться созданным индивидуальным и коллективным работам. Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета и их оттенки. Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользоваться средствами изображения. Использовать нетрадиционные техники рисования. Второй учебный год: закрепят знания о нетрадиционной технике рисования, средствах и способов изображения; проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, объектов и явлений природы; Знать жанры живописи, определённые программой. 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Первый год обучения
Второй год обучения
2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: Занятия по освоению программы проходят в изостудии; Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Перечень материалов необходимых для проведения занятия: альбом для рисования, гуашь, акварельные краски, акварельные цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, простой карандаш, ластик, стаканчик-непроливайка, кисти разного размера, палитра. Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка.
Первый год обучения
Содержание курса Второй год обучения
2.4 Планируемые результаты и оценочные материалы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированность изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием. Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью (рисование)
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком рисованием Передача формы: -форма передана точно Изображение предмета: Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов Передача пропорций предмета в изображении: Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Композиция: Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа. Аккуратность: Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом. Передача движений: Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков. Цвет:Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов) Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
3. Используемая литература. 1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г. 2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. 3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с. 4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. 6. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г. 7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 8. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с. 9. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г. 10. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009. 11. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с. 12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г. 13. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. 14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5 октября 2023 в 10:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.