Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Чудеса из бумаги»
Содержание
1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы» 1.1 Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский Василий Александрович. Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалом, дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными. Направленность программы: художественная. Форма организации: кружковая, подгрупповая Уровень освоения программы: базовый. Новизна данной дополнительной программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения. Актуальность программы В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствует подготовке детей к успешному обучению в школе; отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми. Педагогическая целесообразность программы «Чудеса из бумаги» Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду. Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5- 7 лет Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (10-15 человек) Режим занятий: Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 2 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей подгруппы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время. Объем и срок освоения программы: Первый год обучения - 76 часов; Второй год обучения – 76 часов. Организационно-педагогические условия реализации программы Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. 1.2 Цель и задачи
Цель: Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.
Задачи: 1. Образовательные: Обучать детей различным приёмам и способам выполнения работ из бумаги; знакомить со свойствами и качеством бумаги; расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги; знакомить со средствами художественной выразительности. 2. Развивающие: развивать творческие способности детей через бумагопластику; развивать художественное восприятие жизни, познавательную и речевую активность детей; развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность; обогащать сенсорный опыт; развивать эстетический вкус; развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений; формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к бумагопластике; воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях; воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека; воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному; поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие; сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда; создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
1.3. Содержание программы
Учебный план. Первый год обучения.
Учебный план. Второй год обучения.
1.4 Планируемые результаты программы. Первый год обучения: К концу первого года обучения дети будут знать и различать обычную аппликацию от обрывной аппликации; познакомятся с такими видами работы с бумагой, как: объёмная аппликация, торцевание, папье-маше. (приложение 1) Второй год обучения: Дети закрепят знания о изученных методов работы с бумагой и овладеют новыми техниками работы с бумагой, такие как: оригами, киригами, квилинг, айрис фолдинг. (приложение 2) Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки детских работ. 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график Первый год обучения.
Второй год обучения.
2.2Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: Занятия по освоению программы проходят в изостудии; Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Перечень материалов необходимых для проведения занятия: Ножницы; клей ПВА, кисть для клея, клей - карандаш; цветная бумага; цветной картон; белый картон; гофрированный картон. Требования к специальной одежде: фартук, нарукавники для каждого ребёнка. 2.3Методические материалы
Содержание курса «Чудеса из бумаги» Первый год обучения
Содержание курса «Чудеса из бумаги» Второй год обучения
2.4 Оценочные материалы
Оценка уровня освоения программы осуществляется по критериям, соответствующим задачам программы. Показатели составлены с учетом ожидаемых результатов реализации программы. Индикаторы определены, исходя из форм контроля и аттестации обучающихся.
1. Высокий уровень - 5-6 баллов. Показатель сформирован (достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым. 2. Средний уровень – 4-5 баллов. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы. 3. Низкий уровень – 0-3 балла. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
3. Список информационных источников
1. «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. 2. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Парамонова Л.А. 3. «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В. 4. «Волшебная бумага» Чернова Н.Н. 5. «Оригами для дошкольников» Соколова С.В. 6. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007. 7. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.
Приложение 1
1. Простая аппликация наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа). 2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками. 3. Объемная аппликация сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике - в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой». Разновидностью объемной аппликации являются: - скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка; - скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка. Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Этот вид аппликации наиболее любим детьми. 4. Торцевание выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Торцевание бывает: - контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения) ; - плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка) ; - объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение; - многослойное (торцовки вклеивают друг в друга) . 5. Папье-маше легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа: 1. непосредственно изготовление формы из папье – маше; 2. раскрашивание высохшей формы. Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления. Приложение 2
1. Оригами древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Это - игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого. 2. Модульное оригами одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге). 3. Киригами разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером простого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления. 4. Квиллинг искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму. 5. Айрис фолдинг рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.
5 октября 2023 в 10:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.