Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»
Содержание
Пояснительная записка Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с солёным тестом и пластилином в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду. Во время работы с пластилином, солёным тестом, ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети старшего дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе. Работа с детьми строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу. Цель Рабочей программы по курсу «Пластилиша» является: Развитие у детей чувства пластики, объёмно-пластического мышления, воспитание творческого восприятия предметов, стимулирование наблюдательности и зрительной памяти; Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности; Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание и т.п.); Развитие умение ориентироваться на листе бумаги; Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки; Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность; Развитие фантазии и эстетических чувств; Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством овладения техникой пластилиновой живописи; Ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии. Задачи: Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др. Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др. Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира; Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.) Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу. Развивать координацию и согласованность руки и глаза. Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца. Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны. Организационно-педагогические условия реализации программы Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия. В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их. Целевые ориентиры: Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка. Выделять выразительные средства в разных видах искусства.
под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы; объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой; изготавливать объёмные, полуобъёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции; дополнять и украшать свою работу новыми деталями; поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; использовать знания и умения, полученные на других занятиях. Учебный план. Первый год обучения.
Календарный учебный график. Первый год обучения.
Содержание курса «Пластилиша» Первый год обучения
Учебный план. Второй год обучения.
Календарный учебный график. Второй год обучения.
Содержание курса «Пластилиша» Второй год обучения
Планируемые результаты программы. К концу реализации программы дети могут: Знать разные виды изобразительного искусства: скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называть основные выразительные средства. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде. Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений. Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа в пластилиновой живописи Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные). Дети освоят элементарные действия с тестом. Формами подведения итогов реализации программы являются: выставки детских работ;Список информационных источников
1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009. 2. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006. 3. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997. 4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014 5.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г. 6.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г. 7.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г. 8.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г. 9.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002
14 февраля 2024 в 10:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.