Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиша»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска

 

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол №

от

РАССМОТРЕНО

На заседании родительского комитета МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Протокол №

От

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МКДОУ детским садом № 5 г. Бирюсинска

_____________Злобина З.А.

Приказ от №

 

  

Рабочая программа

По художественно-эстетическому развитию

«Пластилиша»

 

 

Адресат программы –  дети 5-7 лет

Срок реализации –  2 года

 

Разработчик программы:

Долгова Елена Владимировна,

 педагог дополнительного образования

Бирюсинск 2023-2024

Содержание

 

 

Пояснительная записка

2

Основные цели и задачи курса

2

Организационно-педагогические условия реализации программы

3

Целевые ориентиры

4

Учебный план первый год обучения

4

Календарный учебный график первый год обучения

4

Содержание курса «Пластилиша» первый год обучения

5

Учебный план второй год обучения

7

Календарный учебный график второй год обучения

7

Содержание курса «Пластилиша» второй год обучения

7

Планируемые результаты программы

9

Список используемой литературы

10

 

Пояснительная записка

Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с солёным тестом и пластилином в разных техниках развивает умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.

Во время работы с пластилином, солёным тестом, ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Дети старшего дошкольного возраста с большим успехом передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе. Работа с детьми строится на взаимопонимании, на основе уважительного отношения друг к другу.

Цель

 Рабочей программы по курсу «Пластилиша» является:

Развитие у детей чувства пластики, объёмно-пластического мышления, воспитание творческого восприятия предметов, стимулирование наблюдательности и зрительной памяти;

Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности;

Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание и т.п.);

Развитие умение ориентироваться на листе бумаги;

Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки;

Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность;

Развитие фантазии и эстетических чувств;

Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством овладения техникой пластилиновой живописи;

Ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.

Задачи:

  Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.

  Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

  Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;

  Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)

  Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.

  Развивать координацию и согласованность руки и глаза.

  Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.

  Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.

  Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание. В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Ребенок готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Стремится к большей самостоятельности. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной. Может начать осознавать половые различия.

В старшем дошкольном возрасте творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их. 

Целевые ориентиры:

Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Выделять выразительные средства в разных видах искусства.
Знать особенности изобразительных материалов.

под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;

объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

изготавливать объёмные, полуобъёмные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

Учебный план.

 Первый год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

2

11

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

2

11

Выставка работ

3.

Скульптура

12

2

10

Выставка работ

Итого:

38

 

 

 

Календарный учебный график. Первый год обучения.

Раздел/

месяц

Сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Раздел 1

4

5

4

Раздел 2

4

4

4

1

Раздел 3

3

5

4

Промежуточная аттестация

Всего

4

5

4

4

4

4

4

5

4

Содержание курса «Пластилиша»

Первый год обучения

 

Раздел  

Тема

Цель

1

Пластилинография

Насекомые

формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин

обучение умению ориентироваться на листе бумаги

развитие мелкой моторики

ознакомление с окружающим миром

развитие эмоций и фантазии

2

Пейзаж поле

3

Цветы

4

Пейзаж леса

5

Натюрморт

6

Портрет

7

Птицы

8

Домашние животные

9

Дикие животные

10

Растения

11

Морской пейзаж

12

Подводный мир

13

Сказка

14

Тестопластика

Подкова

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста

Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

Учить создавать общую сюжетную композицию

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи

Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм

15

Вкусняшки (выпечка)

16

Жучок на листочке

17

Цветы

18

Грибная полянка

19

Мозаика

20

Картина «Колобок»

21

Корзина с цветами

22

Птицы

23

Чудо-дерево

24

Матрёшка 

.25

Медаль

26

По мотиву сказки

27

Скульптура

Домашнее животное

стоит

показать отличие скульптуры от живописи, дать представление о разнообразии выразительных средств скульптуры, дать краткую информацию о работе скульптора;

-знакомить с произведениями нескольких известных русских скульпторов, хранящихся в Государственном Русском музее;

-развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

-поощрять речевую активность;

-привлекать к самостоятельным , обдуманным высказываниям по поводу увиденного.

28

Домашнее животное

лежит

29

Домашнее животное

на задних лапах

30

Птицы на ветке

31

Птицы в полёте

32

Птицы на воде

33

Человек стоит

34

Человек сидит

35

Человек бежит

36

Прикладная скульптура (лицо)

37

Барышня (Дымка)

38

Герой сказки

 

Учебный план.

 Второй год обучения.

Название разделов

Количество часов

Форма

промежуточной (итоговой)

аттестации

Всего

занятий

теория

практика

1.

Пластилинография

13

Выставка работ

2.

Тестопластика

13

Выставка работ

3.

Скульптура

12

Выставка работ

Итого:

38

 

 

 

Календарный учебный график. Второй год обучения.

Раздел/

месяц

сентябрь

Октя

брь

Ноя

брь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1

5

4

4

Раздел 2

4

4

4

1

Раздел 3

4

4

4

Промежуточная аттестация

Всего

5

4

4

4

4

4

5

4

4

 

Содержание курса «Пластилиша»

Второй год обучения

 

Раздел  

Тема

Цель

1

Пластилинография

Насекомые

ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство, выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с педагогом. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.

2

Пейзаж поле

3

Цветы

4

Пейзаж леса

5

Натюрморт

6

Портрет

7

Птицы

8

Домашние животные

9

Дикие животные

10

Растения

11

Морской пейзаж

12

Подводный мир

13

Сказка

14

Тестопластика

Подкова

Закрепить приемы лепки из соленого теста.

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка через изготовление изделий из соленого теста.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики.

Формирование у воспитанников эстетического отношения и творческих способностей в изобразительной деятельности посредством лепки.

Освоение навыков работы с нетрадиционным материалом, совершенствование технических приёмов во время работы в соответствии с темой.

15

Вкусняшки (выпечка)

16

Жучок на листочке

17

Цветы

18

Грибная полянка

19

Мозаика

20

Картина «Колобок»

21

Корзина с цветами

22

Птицы

23

Чудо-дерево

24

Матрёшка 

.25

Медаль

26

По мотиву сказки

27

Скульптура

Домашнее животное

стоит

знакомство с искусством скульптуры, создание скульптуры из пластилина по собственному замыслу. Задачи: дать детям представление о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании; познакомить со скульптурой Карло Бартоломео Растрелли «Петр I»; показать, как много может рассказать скульптура о человеке; развивать внимание, наблюдательность, творческие способности; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям, создающим предметы искусства.

28

Домашнее животное

лежит

29

Домашнее животное

на задних лапах

30

Птицы на ветке

31

Птицы в полёте

32

Птицы на воде

33

Человек стоит

34

Человек сидит

35

Человек бежит

36

Прикладная скульптура (лицо)

37

Барышня (Дымка)

38

Герой сказки

 

Планируемые результаты программы.

К концу реализации программы дети могут:

Знать разные виды изобразительного искусства: скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

Называть основные выразительные средства.

Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.

Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа в пластилиновой живописи

Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Создавать сюжетные и декоративные композиции (индивидуальные и коллективные).

Дети освоят элементарные действия с тестом.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

выставки детских работ;

Список информационных источников

 

1. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» Москва, «Мозаика-синтез», 2009.

2. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006.

3. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» Санкт-Петербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду – М, Издательство «Мозаика-Синтез», 2014

5.Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду» -Творческий центр. Москва-2010г.

6.С.В. Михалёва «Лепка глиняных игрушек» - Волгоград- «Учитель»-2011г.

7.С.В. Горичева, М И Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»- Академия развития-2005г.

8.Т.С. Комарова «Дети в мире творчества»- Москва. Мнемозина-1995г.

9.А.П. Клиенов «Народные промыслы» -Москва. Белый город.-2002

 

 

 

 

14 февраля 2024 в 10:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.