Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Мир Лего»
Оглавление
Пояснительная записка
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Для развития у детей этого мышления, очень хорошо способствует конструирование. Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы (доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Конструкторы LEGO, являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, они оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка, а основой образовательной деятельностью для детей дошкольного возраста, является игра. LEGO - позволяет учиться, играя и обучаться игре. LEGO – конструирование позволяют заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно – технической направленности, остро востребованных сегодня. Конструкторы LEGО построены по принципу от простого к сложному, идея усложнения, смысловая нагрузка, знания, обладают такими свойствами как стремление к бесконечности. LEGO способствует: 1. Развитию у детей сенсорных представлений (цвет, форма, размер…). 2. Развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления (анализа, синтеза, классификации, обобщения). 3. Развитию мелкой моторики. 4. Сплочению детского коллектива, формированию навыков сотрудничества (принятие совместных решений, задач, распределение ролей…). 5. Развитие речи (монологической, диалогической, словарного запаса…). 6. Развитию детского творчества Основные принципы работы с LEGO: • доступность и наглядность • последовательность и систематичность • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей Позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения, создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики. На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «Мир LEGO». Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей. Обучение основывается на следующих принципах:
Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка) Сотрудничества и сотворчества Доступности Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному) Обучение осуществляется по 4 этапам: 1. Установление взаимосвязей 2. Конструирование 3. Рефлексия 4. Развитие Цели:
Формирование у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO. Пропаганда профессий инженерно – технической направленности. Задачи: Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию и техническому творчеству. Развивать у детей сенсорные способности, память, внимание, мелкую моторику. Сформировать умение работать совместно с другими детьми и педагогом. Знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах LEGO. Учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки. Развивать способность экспериментирования с деталями конструкторов, создавая собственные конструкции и модели. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и назначением. Формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца. Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, самостоятельность и творческую инициативу. Развивать эстетическое отношение к продуктам своей деятельности и деятельности других детей, к произведениям архитектуры и дизайна. Организационно - педагогические условия реализации программы. Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг; обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий направлена на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за реализацией программы. Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий: групповые. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей: 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные: · Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. · При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). · Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. · Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка. Принципы построения программы:
-постепенность в развитии природных способностей детей; -строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; -систематичность и регулярность занятий; -целенаправленность учебного процесса. Для достижения поставленной цели используются следующие средства и методы: -Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры). Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребенка и сопровождается объяснение, показом приемов крепления, самостоятельной работой, анализом. Учебный план Первый год обучения
Календарный учебный график
Содержание занятий с детьми 5-6 лет.
Курс «Легоконструирование с детьми 5-6 лет» рассчитан на 2 год обучения детей и позволяет педагогу расширить рамки задач: Обучающая: 1.Сформировать умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. 2.Познакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине. Закреплять умение заменять одни детали другими. Развивающая: 1.Развивать умение устанавливать связь между создаваемые постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни. 2.Развивать творческое воображение. Воспитывающая: 1.Воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом. Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут
Содержание курса «Мир LEGO” 1 год обучения
Учебный план Второй год обучения
Календарный учебный график
Содержание курса 2 год обучения
Планируемые результаты освоения программы. Легоконструирование с детьми 5-6 лет К концу года 5-6 лет должны уметь: - Уметь скреплять детали конструктора; -Работать по схеме; -Строить сложные постройки; -Строить по образцу; -Строить по инструкции; -Уметь рассказывать о постройке. Легоконструирование с детьми 6-7 лет К концу года 6-7 лет должны уметь: - Уметь скреплять детали конструктора; -Работать по схеме; -Строить сложные постройки; -Строить по творческому замыслу; -Строить по образцу; -Строить по инструкции; -Уметь рассказывать о постройке. Список информационных источников . 1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва. 2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). -М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. 4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. 7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. 14 февраля 2024 в 10:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.